О музее

Музей «История школы» был основан в 2000 году по инициативе директора школы, «Отличника народного просвещения», «Заслуженного учителя РФ» Любови Николаевны Захарьевой.

Адрес музея: 659690 Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Советская, 3 Телефон: 8 3859422159 e-mail: slnschool@yndex.ru Адрес сайта  ОУ со ссылкой на стр. музея

www.schooleduc.ru/shkolnyi-muzei/shkolnyi-muzei.html

Название музея «История школы» Профиль музея: Историко-краеведческий музей, № свидетельства :12104 Дата паспортизации 1 июля 2008 год, Дата перепаспортизации 11 июня 2013 год  Руководит школьным музеем Паршина Галина Николаевна.

Руководит музеем Совет и актив музея, куда входят более 100 учащихся и учителей по 6-7 учащихся, начиная с 5-ых по 11-е классы. Все ребята распределены на четыре группы: поисковая, оформительская, лекторская, корреспондентская. Поисково-краеведческая работа музея направлена на поиск информации об учителях, директорах, о каждом выпускнике школы, о тех, кто прошёл суровые годы Великой Отечественной войны, кто живёт и трудится на нашей Солонешенской земле, в Алтайском крае, других регионах России и за рубежом. За все годы существования нашей средней школы аттестаты о среднем образовании получили  около 4000 тысяч выпускников, среди которых четверо окончили с золотой медалью и 58 с серебряной.  Профессии, которые выбирают наши выпускники,  самые разнообразные:  учителя, врачи, агрономы, инженеры сельхозмашин, ветеринарные врачи, профессии, связанные с бытовым, торговым, культурным обслуживанием населения.  Немало среди наших выпускников строителей, связистов, журналистов, юристов и военных.

Для многих выпускников предвоенных и военных лет война стала серьёзным испытанием в их жизненном пути. Многие из них, впоследствии, стали кадровыми военными. Так, как 2010 год – это  год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне объявлен  и Годом Учителя, то нам бы хотелось рассказать о некоторых выпускниках школы, которые, благодаря  учителям, получили прочные знания, что позволило им продолжить своё образование, приобрести  любимую профессию и проявить себя  настоящими профессионалами своего дела. Мы гордимся этими выпускниками, которые стали для нас эталоном для подражания и хотим, чтобы о них узнали  все читатели учительской газеты. 

Так в разделах «Годы, опалённые войной» и «Листая славные страницы», мы показываем и рассказываем о выпускниках школы предвоенных и военных лет.  В экспозиции «Школа начинается с директора» помещены фотографии всех директоров школы, кроме Щиголева Николая Алексеевича.

Многие из них были участниками В ОВ. Катаев Константин Владимирович,  добровольцем ушёл на войну в январе 1942 года, а в сентябре 1942 года погиб при обороне Ленинграда. В экспозиции «Слагается учительское счастье из ваших ученических побед» мы рассказываем не только об участниках ВОв, их военных и трудовых наградах, но и выпускниках, награждённых высокими  правительственными наградами, учёными званиями в мирное время за труд.

Владимир Данилович Зятьков – выпускник  1939 года мечтал быть химиком, поступил в Томский политехнический университет на химический факультет, но война изменила, его планы и Володя становится курсантом  Черниговского военно-инженерного училища. Прошёл всю войну. После войны Владимир Данилович уже не мыслил жизнь без военной профессии. Он окончил Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева. Был преподавателем академии Генерального штаба. Свидетельством его безупречной службы в армии являются его боевые и трудовые награды: три ордена «Красной Звезды», ордена «Ленина», «Красного Знамени» и «Отечественной войны I и  II степени», более 15 боевых медалей, много благодарностей и юбилейных медалей. Генерал-майор, доцент кафедры, старший научный сотрудник отдела штаба инженерных войск – это далеко не весь перечень его деятельности, который говорил о его большой научной работе.

Награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны I степени» и многими боевыми и юбилейными медалями.

Георгий Петрович Паутов – выпускник 1942 года. Окончил по ускоренной программе Кемеровское военно-пехотное училище. Принимал участие в разгроме  гитлеровской Германии в Южном направлении. Был командиром пулемётного  отделения. После войны продолжал служить в Курляндской дивизии в качестве командира отделения. Был начальником физподготовки стрелкового полка, командиром стрелкового взвода в составе ограниченного контингента Советских войск в Китайской народной  республике. Был тренером по спортивной гимнастике у китайских студентов. Последние годы Георгий Петрович был начальником физической подготовки среди работников авиационного полка дальней авиации. Награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны I степени», многими боевыми и юбилейными медалями. Он являлся одним из главных спонсоров нашего музея «История школы».

Выпускники первых послевоенных лет в военные годы были детьми и вместе с женщинами, стариками несли тяжёлую ношу тружеников тыла. Они вместе с женщинами работали на уборке хлеба, собирали колоски, помогали ухаживать за животными в колхозе, выращивать картофель, овощи, шить одежду для фронтовиков, вязать тёплые варежки, готовить, очищать семена зерновых для посева.  Многие из них награждены высокими правительственными наградами за трудовые успехи. Это выпускница 1949 года Нина Григорьевна Дудина – учитель высшей квалификационной категории, Почётный гражданин Солонешенского района и Почётный пенсионер России. Награждена значком «Отличник народного просвещения», орденом «Трудового Красного Знамени».

Алексей Иванович Ягушкин – выпускник 1952 года. После окончания Томского политехнического университета всю свою жизнь посвятил строительству гидро и теплоэлекстростанций в стране и за рубежом. Около10 лет работал в Сибири, 9 лет в Казахстане и Киргизии. С конца 70-ых годов прошлого столетия Алексей Иванович работает в Центральном аппарате Министерства энергетики и электрификации СССР. Позднее Алексей Иванович окончил курсы Министерства внешней торговли и был назначен генеральным директором строительства ТЭС «Жижель» в Алжире.  Ему по роду своей трудовой деятельности  часто приходилось бывать в зарубежных командировках: в Канаде, США, ГДР, ФРГ, Италии, Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, Китае. Он награждён знаками «Отличник энергетики и электрификации СССР»,  «Заслуженный строитель РСФСР», «Заслуженный работник единой энергетической системы». Работал в Центральном аппарате Министерства энергетики и электрификации СССР. Алексей Иванович один из главных спонсоров нашего музея.

Роберт Иванович Попов – выпускник 1955 года. После окончания Томского университета с отличием окончил академию МВД и УВД, кандидат  юридических наук, генерал-майор юстиции.  Награждён  многими правительственными наградами. Живет и  работает   в  Москве.

Выпускник  1957 года Пётр Васильевич Метла, хирург, более 30 лет возглавлял центральную  Солонешенскую районную больницу. Врач высшей квалификационной категории. Награждён знаками «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач Российской Федерации».

Выпускник 1959 года Александр Александрович Воронин – учитель высшей квалификационной категории Солонешенской средней школы. Награждён знаками «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Немало наших выпускников имеют учёные звания, степени.

Выпускник 50-ых годов Николай Иванович Ягушкин занимается научной преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях столицы, кандидат  физико-математических наук, доктор технических наук.

Выпускница 1964 года Людмила Николаевна Уланская – профессор кафедры романских языков, декан факультета иностранных языков Бийского педагогического университета имени В.М.Шукшина, кандидат  филологических наук. 

Работа музея «История школы» имеет гражданско-патриотическую направленность. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин  получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,  и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Большую роль в воспитании патриотизма  играют музеи. Работа школьного музея осуществляется по четырем направлениям.

Цели и задачи музея:

  1. формирование навыков и опыта патриотического поведения, гражданского отношения к окружающей жизни;
  2. формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за настоящее и будущее страны и своей малой Родины;
  3. документирование истории школы, истории всех её выпускников путём поиска и сбора материала о выпускниках;
  4. Организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;
  5. Развитие детского самоуправления.

    Руководит музеем Совет музея, куда входят 9 учителей и 9 учащихся из старших классов. В активе музея работают 100 детей школы по 6-7 человек из каждого класса, начиная с пятых и кончая одиннадцатыми. Ребята распределены на четыре группы.

  1. Поисково-исследовательская группа занимается поиском материалов о выпускниках и учителях школы, поиском адресов, сведений, фотографий о выпускниках школы, сбором информации о выпускниках-участниках Великой Отечественной войны, о выпускниках разных профессий, имеющих высокие правительственные награды, о золотых и серебряных медалистах школы;
  2. Корреспондентская группа сотрудничает с местной газетой «Горные зори» и краевыми СМИ, ведет переписку с выпускниками школы, их родственниками, занимается поиском новых адресов через корреспонденцию, оформлением и отправкой писем по старым и новым адресам, приемом и работой с письмами выпускников, ведет записи в журналах, исходящих и входящих писем, бандеролей, посылок;
  3. Оформительская группа оформляет музейные материалы в альбомы, папки, экспозиции, ведет записи в книге учета основного фонда музея, занимается подбором текстового материала к фотографиям, экспонатам музея, ведет записи в книге учета основного фонда и научно-вспомогательного, занимается оформлением материалов для сайта музея;
  4. Лекторская группа подбирает материал для бесед и экскурсий из архива музея, занимается систематизацией всей полученной информации о выпускниках школы, подбором материала для бесед, лекций, экскурсий с использованием экспозиций музея, проводит лекции для учащихся во время мероприятий музея или по приглашению классных руководителей.

 Ожидаемые результаты

В результате деятельности музея «История школы» ожидается:

  • обогащение содержания, форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников общественных ценностей;
  • формирование навыков и опыта патриотического поведения, гражданского отношения к окружающей жизни у учащихся;
  • формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за настоящее и будущее страны и своей малой Родины;

Конечным результатом деятельности музея должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина.